Экспертная практика

Кто имеет право использовать этикетку с указанием «Русская водка»?

«Русская водка» является указанием наименования места происхождения товара и зарегистрирована в Государственном реестре РФ за номером 65. Наименование места происхождения товара является объектом интеллектуальной собственности и охраняется в силу государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Наименование места происхождения товара

На основании ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара.

Исключительное право использования НМПТ

В силу ст. 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством. В силу ст. 1519 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со ст. 1229 данного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара).

На основании п. 3 ст. 1519 ГК РФ не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип ", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).

Право пользования зарегистрированным НМПТ

Право пользования зарегистрированным НМПТ может быть предоставлено любому лицу, производящему в границах того же географического объекта товар, отвечающий особым свойствам, установленным при регистрации НМПТ. Данная специфика НМТП, как объекта интеллектуальной собственности, свидетельствует о том, что НМПТ не может быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц (как, например, исключительное право на товарный знак). Иными словами, никто не может получить монополию на использование НМПТ. Право на НМПТ можно рассматривать, как исключительное право, принадлежащее коллективу (носящее коллективный характер). Лицо, желающее получить право пользования НМПТ, должно предоставить в Роспатент заявочную документацию, оформленную в соответствии с Административным регламентом Роспатента.

В силу ст. 1537 ГК РФ использование со стороны лица, не имеющего исключительного права на НМПТ, обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с охраняемым НМПТ, незаконно. Данное положение направлено на защиту прав как обладателей свидетельств НМПТ, так и потребителей.

НМПТ «Русская водка»

Рассмотрим вышеизложенное на примере НМПТ «Русская водка», право на использование которого имеют исключительно нижеперечисленные юридические лица:

  1. ФКП «Союзплодоимпорт», г. Москва
  2. ЗАО «Группа предприятий «ОСТ», Московская обл., г. Черноголовка
  3. ООО «Русский Стандарт Водка», г. Санкт-Петербург
  4. ОАО «Московский завод «Кристалл», г. Москва
  5. ООО «ИТАР», г. Калининград
  6. ОАО «Московский винно-коньячный завод «КиН», г .Москва
  7. ОАО «Мариинский ликеро-водочный завод», Кемеровская обл., г. Мариинск
  8. ООО «Алкогольные Заводы Гросс», г. Ульяновск

 

На бутылках с алкогольной продукцией так же можно часто увидеть надпись «Российская водка», что, по сути, не меняет сущность проблемы, так как «Российская водка» является современным наименованием места происхождения товара «Русская водка». Правомерное указание «Русская водка» на этикетке продукции, свидетельствует об особых свойствах и качестве обозначенного товара. Производители, не имеющие свидетельства на право пользования НМПТ «Русская» или «Российская» водка, но размещающие на своем товаре вышеуказанную надпись, вводят потребителя в заблуждение, так как не могут подтвердить особые свойства и высокое качество продукции.

Ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров. Согласно п.1 ч.2 ст. 1519 ГК РФ использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности, на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Следовательно, такие действия, как реализация, хранение товара (продукции), на котором размещено наименование места происхождения товара, сходное до степени смешения с наименованием места происхождения товара, зарегистрированным за иным лицом, без разрешения правообладателя, свидетельствуют о нарушении имущественных и личных неимущественных прав владельца товарного знака.

Экспертная практика МЦ «Югпатент» показывает, что за последние 3 года значительно увеличилось количество административных правонарушений, связанных с незаконным использованием НМПТ «Русская водка» и, соответственно, количество лиц привлеченных к административной ответственности, в том числе за реализацию контрафактной алкогольной продукции. С примерами таких дел можно ознакомиться на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области: А53-5019/2011, А53-5020/2011, А53-13856/2010, А53-12479/2010, А53-15394/2009, А53-14124/2009, А53-13615/2009, А53-13960/2009, А53-13604/2009, А53-14057/2009.

Официальный сайт Арбитражного суда Ростовской области