Экспертная практика

Коммерческое обозначение — защищать сейчас или лучше подождать вызова в суд?

В патентно-юридическое бюро МЦ «Югпатент» часто обращаются предприниматели по вопросам защиты прав на коммерческое обозначение. При этом разрешить возникшую проблему возможно только путем проведения соответствующих экспертных исследований, с последующим обращением в Роспатент, антимонопольные и таможенные органы, а далее в суд.

В условиях массового производства покупатель выбирает необходимую продукцию, ориентируясь в основном на известные ему товарные знаки, фирменные наименования, коммерческие обозначения, этикетки и упаковку. В то же время, при введении продукции в гражданский оборот, предприниматель не обладает достоверной информацией о наличии или отсутствии у кого-либо исключительных прав на используемые им обозначения.

Действуя «вслепую» предприниматель рискует нарушить исключительные права третьих лиц, что может иметь для него неблагоприятные последствия. Например:

  • Графические или словесные обозначения, размещаемые на этикетке и упаковке товаров не обладают юридической чистотой, следовательно, сам товар является контрафактным и однажды может быть изъят из оборота и уничтожен;
  • Предпринимателю в любой момент могут быть предъявлены обоснованные претензии относительно нарушения его организацией исключительных прав владельца товарного знака;
  • Предпринимателю предстоят длительные судебные разбирательства и значительные финансовые потери.  

Другой стороной ненадлежащей информированности предпринимателя является ущемление его собственных прав. На практике встречается много случаев, когда коммерческое обозначение длительное время используется предпринимателем без юридической защиты, о необходимости которой его владелец «вспоминает» только при появлении аналогичного обозначения у конкурента. В этой ситуации могут возникнуть следующие вопросы:

  • Как поступить, если коммерческое обозначение вдруг обнаружится на чей-то вывеске, упаковке товара или на чужом сайте в сети интернет?
  • Как не отдать потребителей своей продукции недобросовестному конкуренту, использующему чужое коммерческое обозначение?
  • Что делать, если нарушены исключительные права на коммерческое обозначение, фирменное наименование или товарный знак?

Для ответа на любой из этих вопросов требуется проведение специальных экспертных исследований на проверку обозначений, размещенных на товаре, этикетке или упаковке с зарегистрированными на территории РФ товарными знаками, на наличие или отсутствие тождества или сходства обозначений. Специфика исследования обозначений на тождество или сходство требует особых познаний в этой области, которые не могут быть достигнуты только путем изучения нормативных материалов, а являются результатом многолетней практики оформления прав на товарные знаки, этикетки и упаковку.

В результате проведения такой экспертизы предприниматель получит официальное заключение экспертов относительно юридической чистоты, используемого им обозначения, а также рекомендации по защите исключительных прав на используемое коммерческое обозначение, фирменное наименование или товарный знак.

Опыт работы МЦ «Югпатент» в этом направлении, практические знания в сфере защиты интеллектуальной собственности, позволит избежать сложных правовых ситуаций и финансовых потерь, связанных с возмещением ущерба правообладателям товарных знаков.