Фирменное наименование

Фирменное наименование - обозначение, позволяющее идентифицировать предприятие определенного юридического лица. Структура фирменного наименования состоит из указания организационно-правовой формы (ООО, ОАО и т.д.) и собственно наименования юридического лица.

Основные функции фирменного наименования:

  • выделение предприятий из группы подобных предприятий
  • информирование о статусе предприятия, его происхождении, сфере деятельности
  • гарантирование качества товаров и услуг.

После регистрации компании и успешном продвижении товаров на рынок, ее фирменное наименование зарабатывает деловую репутацию. В процессе дальнейшей деятельности фирменное наименование приобретает известность среди потребителей и в бизнес кругах.

Критерии выбора фирменного наименования

В соответствии со ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации.

Фирменное наименование, как средство индивидуализации предприятия, должно обладать различительной способностью, а также отвечать критерию новизны. Следовательно, не могут быть зарегистрированны в качестве фирменных наименований обозначения тождественные или сходные до степени смешения с фирменными наименованиями других лиц, имеющих более ранний приоритет. В качестве даты приоритета рассматривается дата регистрации организации под данным фирменным наименованием.

Исключительное право на фирменное наименование

Статья 1474 ГК РФ устанавливает исключительное право юридического лица на фирменное наименование, которое обеспечивает легальную монополию на его использование.

Поэтому при государственной регистрации юридического лица должна осуществляться проверка фирменного наименования на соответствие критериям охраноспособности. В настоящее время ответственность за выбор фирменных наименований несут непосредственно учредители, следовательно при использовании чужого фирменного наименования возможно возникновение конфликтных ситуаций с дальнейшим их разрешением в судебных инстанциях.

Экспертиза фирменного наименования на новизну

Исключить негативные последствия, связанные с использованием при регистрации компанией фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения с фирменным наименованием ранее зарегистрированных юридических лиц, в большинстве случаев возможно только в результате проведения специальных экспертных исследований.

Опыт работы МЦ «Югпатент» в этом направлении, практические знания в сфере защиты интеллектуальной собственности, позволит Вам избежать сложных ситуаций, финансовых затрат, связанных с возмещением ущерба правообладателям фирменных наименований, а также самим получить охраноспособное исключительное фирменное наименование.